Нравится нам это или нет, но будущее мира игр — цифровое. Это лишь вопрос времени, когда игры на DVD-дисках, упакованные в коробки, станут частью истории компьютерных и видеоигр, равно как и игровые картриджи, карты памяти и напечатанные на бумаге инструкции к играм.
Все больше и больше геймеров сегодня предпочитают покупать игры в цифровом виде. Вместо того, чтобы ждать открытия магазина игр всю ночь в палатке, теперь вы можете, удобно устроившись дома перед экраном, загрузить новую игру прямо в полночь и сразу же начать играть.
В сфере продажи цифровых игр в последние годы произошел ряд значительных событий. В декабре 2020 года прошла самая успешная в истории цифровая кампания по запуску новой компьютерной игры. А именно, состоялась презентация новой игры «Cyberpunk 2077», которой за месяц было продано более 10 миллионов экземпляров, 80% из которых представляли собой цифровые копии. Также на новый тренд указывают Sony и Microsoft, которые в конце 2020 года представили свои новые игровые консоли без физического дисковода — PlayStation 5 и Xbox X, которые полностью исключают использование физических игр. Хотя продажи цифровых игр росли в течение многих лет по сравнению с продажами реальных игр, упакованных в коробки, настоящим прорывом стала пандемия COVID, во время которой доля цифровых продаж большинства производителей превысила долю продаж физических игр.
Конечно, связь пандемии COVID-19 с ростом цифровых продаж совершенно очевидна — если выход на улицу сопряжен с риском заразиться опасным для жизни вирусом, то любой предпочтет загрузить игру в цифровом виде у себя дома. Однако пандемия стала не триггером этой тенденции, а ее акселератором. Продажи цифровых игр растут уже в течение многих лет, и давно ожидалось, что они превысят оборот продажи физических игр. Впрочем, и с продажами физических игр дела обстоят неплохо, потому что их каналы продаж также улучшились благодаря быстрому развитию интернет-магазинов и Amazon. Тем не менее к настоящему времени прорыв в продажах цифровых игр произошел, и эта тенденция, по всей видимости, сохранится и после окончания пандемии.
Последняя новость об использовании цифровых игр появилась на потоковой платформе Netflix, которая объявила о своих планах добавить игры в новую категорию контента. Правда, на первых порах только для смарт-устройств, что накладывает определенные ограничения на качество и возможности игр, но по мере улучшения технологий и подключения к интернету возможности в будущем станут безграничными.
Продажа полноцифровых игр также вызвала у людей закономерные вопросы. Кто является собственником цифровой игры? Смогу ли я играть в свои игры и через 20 лет? Почему не существует вторичного рынка подержанных цифровых игр? Все это проблемы, сопутствующие покупкам цифровых игр, и разработчики упорно ищут их решения. Предлагаются ограниченные по времени возможности выкупа, обмена и дарения приобретенных игр. Однако для большинства пользователей удобство и более выгодная цена перевешивают все прочие недостатки.
По всей видимости, самыми преданными покупателями физических игр остаются коллекционеры игр, для которых упаковка и физическая форма игры так же важны, как и сама игра. Хорошим примером этого является 25-летняя видеоигра Nintendo Super Mario 64 в старой оригинальной упаковке, проданная в июле 2021 года на аукционе Heritage Auctions за невероятную сумму в 1,56 миллиона долларов. При этом примечательно, что речь идет не о какой-то редкой игре — просто она идеально сохранилась в оригинальной упаковке. Вполне вероятно, что желанный статус владельца первой цифровой игры будет урегулирован в будущем с помощью технологии блокчейна, такой как в NFT. Также еще предпочитают покупать физические игры для подарка. Наверное, большинство из нас согласятся, что, развернув подарочную упаковку, гораздо приятнее обнаружить игру в крутой коробке, чем цифровой код.
Если, с точки зрения игроков, покупать цифровые игры прежде всего удобнее и дешевле, то, очевидно, что и производителям игр это на пользу. С точки зрения производителей и разработчиков игр, цифровые продажи дали им одно ключевое новое преимущество — позволило устранить из цепочки поставок розничных продавцов, которые до сих пор «съедали» часть прибыли. Тенденция роста рентабельности продаж также отчетливо прослеживается в экономических отчетах производителей игр. Хотя Microsoft, Sony и Nintendo публично не признают этого, очевидно, что производители консолей создали собственные интернет-магазины в первую очередь с целью лишить прибыли посредников. Утверждают, будто Sony зарабатывает на 50% больше прибыли от продаж цифровых игр, чем от продаж физических игр. В то время как Sony в настоящее время продает 60% игр через свой PlayStation Store, то в качестве нововведения консоли PlayStation и другое оборудование теперь можно купить напрямую у производителя в США. Цифровая продажа игр приносит пользу не только крупным производителям, но и мелким инди-разработчикам, значительная часть прибыли которых раньше могла тратиться на посредников и производство коробок и дисков.
Когда же в таком случае будет произведена последняя игра в физической упаковке и осуществлен переход на полностью цифровые решения? Вряд ли это произойдет в ближайшее время, но полагают, что к концу текущего жизненного цикла поколений PlayStation 5 и Xbox X в 2027–2028 годах подавляющее большинство игр уже будет приобретаться в цифровом виде.